АТОС В ДОМАШНИХ ТАПОЧКАХ


25 лет назад Вениамин Смехов стал Атосом — после того как вышел фильм «Д'Артаньян и три мушкетера». И хотя Вениамин Борисович как актер, режиссер и литератор сделал так много в Театре на Таганке, на ТВ и радио, в грамзаписи, в сознании народных масс он прежде всего благородный, мудрый мушкетер Атос. В книге мемуаров «Театр моей памяти» артист припоминает множество случаев, когда «звание мушкетера» выручало его в обычной жизни, как, пробившись на прием к Юрию Лужкову, чтобы спасать Театр на Таганке, был встречен... песней в исполнении мэра Москвы: «Есть в графском парке черный пруд, там лилии цветут», а на прощание г-н Лужков пропел еще и «Пора-пора-порадуемся на своем веку».

Не так давно Д’Артаньян-Боярский в беседе с обозревателем «М-Э» обмолвился, что отметить юбилей фильма никак не удается, потому что Атос-Смехов подолгу пропадает за границей, где ставит спектакли и преподает. Но вот удача: на днях я перехватил Вениамина Борисовича в Питере.



— Что нового в вашей жизни в России?

— У меня были концерты в Казани, Самаре, Нижнем Новгороде, Омске и Москве. Идут переговоры об издании моей новой книги в «Вагриусе». Есть приглашения в кино. Подписан контракт с издательским домом «Союз», который в ближайшее время выпустит на компакт-дисках записи «Мастера и Маргариты» и «Двенадцати стульев» в моем исполнении. Слушатели «Эха Москвы» в течение года уже знакомились с этими работами в пятнадцатиминутных отрывках. А познакомил нас с «Союзом» Леня Филатов. Это подарок к Новому году и слушателям, и нам с женой Галей Аксеновой, потому что она была редактором и режиссером этого проекта.

— В ваших ТВ-интервью я заметил, что вы очень нежно отзываетесь о своей жене Галине. У вас даже голос теплеет!

— Правда теплеет? Как бы это в газете выразить!

— А ведь вы не молодожены.

— На самом деле у нас семейный стаж ну... пять минут! В общем, только познакомились!
У меня жена очень молодая, у нас счастливая разница (20 лет), Галя — самая любимая и самая лучшая женщина в мире. Наши друзья говорят, что они заряжаются положительной энергией от наших отношений.

— Ну тогда вы просто обязаны рассказать нам о своей жене!

— Вообще-то Галя не любит, когда о ней говорят, но вам по секрету так и быть... Началось все с того, что она, студентка Ленинградского театрального института, была командирована в Москву, к нам на Таганку. Галя на двух спектаклях работала как стажер. Ее появление на Таганке подняло волну влюбленности, потому что она очень красивая. Я был очень скромного о себе мнения и никак не ожидал, что смогу одержать такую победу над всеми моими товарищами (не буду называть имен).

— Извините, кто в вашей семье главный?

— В какой-то период Галя обслуживала мои интересы, в другой момент я обслуживаю ее проекты.

— Год назад на канале «Культура» в своем телеспектакле «Лекарь поневоле» по Мольеру вы сняли свою дочь — популярную актрису и певицу Алику Смехову.

— Алика снялась у меня в двух смешных ролях и теперь с моей легкой руки стала играть в амплуа комической актрисы. А через несколько дней буду подыгрывать родной дочери в образе какого-то джентльмена в телефильме «Бальзаковский возраст», где Алика занята в главной роли.

— Алика Смехова на виду, а чем занимается ваша старшая дочь?

— Обе мои дочки красавицы! Собственно, из-за Лены я начал сниматься в «Трех мушкетерах», потому что она других книг знать не хотела: дочитывая до конца «Мушкетеров», начинала читать сначала. У меня не было другого выхода, как сняться, чтобы моя любимая дочь прекратила это безобразие.
Лена — девочка послушная, не пошла в актрисы, а окончила Институт культуры и занималась книжным делом. Она человек одаренный, и я не исключаю, что ее карьера выведет ее к ТВ, журналистике или шоу-бизнесу. Но самую свою важную роль, я считаю, она доиграла до торжественной черты: ее сын, Леня Смехов, в этом году поступил на русскую филологию в Московский государственный университет имени Ломоносова.

— Какие у вас сейчас взаимоотношения с Театром на Таганке?

— Культурные. Я по-прежнему артист Театра на Таганке и этим горжусь, там лежит моя трудовая книжка. Навсегда!

— Разве вы сейчас заняты в спектаклях Юрия Любимова?

— В «Мастере и Маргарите» в последний раз сыграл в 1998 году. С тех пор честно пишу, что прошу предоставить мне отпуск за свой счет. Есть один театр, который для меня является живым — Театр Петра Фоменко. Это абсолютно необычайный мастер, с которым нас судьба свела больше сорока лет назад.

— Возможно ли ваше возвращение на сцену Таганки? Бывает ведь, что даже непримиримые враги вдруг сходятся.

— У меня на Таганке нет врагов. Это мой дом навсегда. Я бываю на всех премьерах Юрия Петровича, выпиваю в его кабинете в числе друзей и гостей. Просто нахожусь в таком состоянии, что уже могу позволить себе роскошь выбирать то, что развивает сюжет моей жизни. Я это объяснил Юрию Петровичу, и он меня понял.

— Почему в нынешнем кино так редко соединяются приключения, погони и благородные мужчины, высокие чувства?

— Хорошего всегда мало. Я думаю, что в наше время имеет смысл разобрать вопрос с Петраркой и Лаурой, Данте и Беатриче, потому как в нашей стране число Лаур и Беатрич значительно превышает количество и качество Петрарок и Данте. Мужики у нас на третьем месте, так как первые два делят женщины.

— А когда вас называют последним благородным рыцарем советского кино, вы испытываете приподнятые чувства?

— У меня фамилия не Приподнятов, а Смехов! Что ж я вам буду на полном серьезе говорить: «Да, благородство — моя отличительная черта, и, пожалуй, таких, как я, больше не встречалось!»

— А если не про вас речь, а про ваш образ?

— Про мою образину? Такую создать никому не удалось! Так в моей жизни сложилось, что мужественнее меня трудно кого-то припомнить.

— Нынешние молодые люди вряд ли способны понять и оценить благородство вашего мушкетера!

— Не согласен. Я считаю, что новое поколение у нас очень интересное. Один из моих близких людей имеет свою фирму. Его сотрудники молодые и очень талантливые ребята, и главное, что он подбирал компанию для себя, компанию хороших и благородных людей. Фирма прекрасно существует, хотя и без сверхприбылей. Может быть, сверхприбыли превращают людей в свое дальнее подобие. Есть несколько людей, в том числе учеников моего отца, экономистов, которые выглядели прекрасно, а потом у них появились мешки под глазами. Знаете анекдот: «А где деньги?» — «В мешках!» — «А где мешки?» — «Под глазами!»

— Удастся ли все-таки 25 лет спустя «мушкетерам» собраться всем вместе и отпраздновать юбилей любимого фильма?

— В моей телевизионной программе «Театр моей памяти» был фильм «17 лет спустя». Мы тогда у нас дома собрались, Галя всех кормила, да так вкусно, что за движениями челюстей было очень трудно расслышать текст. А теперь Миша Боярский хочет нас всех увезти куда-то подальше от суеты. Он настоящий Д’Артаньян по сути своей. Я уверен, что Дюма с него списал этот образ.

— Вениамин Борисович, какие у вас планы на будущее?

— В январе у меня начинается контракт в Америке, где буду ставить «Закат» Бабеля. А потом... расскажу потом.


Михаил САДЧИКОВ
"Мегаполис-Экспресс"
1-7 декабря 2003г. №48(686)








Hosted by uCoz