Программа "Ночной полет"
В студии: Алика и Вениамин СМЕХОВЫ
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ
А. МАКСИМОВ: Почему Вашу дочку Вы назвали Аликой?
В. СМЕХОВ: Я думаю, это чувство юмора, которое было свойственно до рождения. Поэтому, когда она родилась, она поняла, что надо чем-то обострить ситуацию. Мы отдыхали где-то в Эстонии, и она наслушалась…
А. СМЕХОВА: Я не говорила по-русски, я говорила исключительно на латышском языке. Это было в Сигулде.
В. СМЕХОВ: Она назвалась Аликой. Мне кажется, это симпатично.
А. СМЕХОВА: Это было неосознанно. Это было в очень детском возрасте.
В. СМЕХОВ: А вообще я думаю, это реализация того, что мудрым образом предвидела старшая сестра Алики - Леночка Смехова. И Леночка в то время, когда Алика называла себя Аликой, она сказала очень серьезную фразу, поглядев на Алику и на ее поведение: "А все-таки, папа, она будет мальчиком". То есть поведение было такое, было мальчишеское поведение. Это было замечательно. Ты вела себя как очень свободный, дерзкий человек, сбегала из дому. Делала все, что хотела.
А. МАКСИМОВ: А Вы чего делали?
А. СМЕХОВА: А он меня в колонию хотел упечь.
В. СМЕХОВ: Неправда.
А. СМЕХОВА: На самом деле, меня родители назвали очень неинтересным именем, настолько они не проявили никакого творческого подхода к подбору имени. Например, я сына назвала Артем - достаточно интересное имя. Они почему-то не проявили творчества.
А. МАКСИМОВ: Чем наполнена Ваша жизнь сейчас? Чем Вы живете? Где Вы живете?
В. СМЕХОВ: Мы находимся сейчас в "Ночном полете", мы пребываем в полете очень много времени в своей жизни. Полюбил полеты, когда снимался в фильме "Три мушкетера", и летал туда пять раз в неделю. В актерском полете я пребываю как-то оригинально. Во мне всегда мешались и сталкивались три-четыре пристрастия: литературное, режиссерское, педагогическое, актерское. И я исполнил какую-то очень важную актерскую часть жизни у Любимого, в любимом театре. Он остался до сих пор любимым замечательным театром. Но я сейчас имею шанс жить так, как я хочу, независимо выбирать то, что предлагают. И я очень много работаю и как режиссер, и как педагог. Но я не оставляю мечту и собственную профессию - актерскую. Это выражается в том, что у меня концерты, я очень люблю публику.
А. МАКСИМОВ: А на "Эхо Москвы" Вы что-то читали?
В. СМЕХОВ: Это не бизнес, мы подарили "Эхо Москвы". Мы читали русскую классику. Это полный "Мастер и Маргарита", "12 стульев", бабелевские рассказы, Пушкин, сказки, Афанасьева, рассказы Хармса. Сейчас я записал Достоевского.
А. МАКСИМОВ: А как актера мы можем где-то вас увидеть?
В. СМЕХОВ: Как актер я присутствую в собственных авторских передачах, которые мы делали с моей женой - Галиной Аксеновой. Называлась передача "Театр моей памяти" на канале "Культура". А завтра, в большом зале консерватории - это мое поприще, на котором я уже раз 8 выступал, я буду счастлив, если кто явится. Я читаю эссе об Иоганесе Брамсе, написанное Валерием Афанасьевым. Он прилетел из Парижа. Они будут играть, а я буду читать. Они будут играть Моцарта, они будут играть Брамса, они будут играть Левковича.
Звонок: Кто из вас больше всех оправдывает фамилию Смехов?
В. СМЕХОВ: Фамилию Смехов оправдывают каждый из нас.
А. СМЕХОВА: Но больше всех, наверное, Борис Моисеевич.
В. СМЕХОВ: Совершенно верно - мой папа, прославленный экономист, профессор Смехов, которому через несколько дней будет 90 лет. И ему полетят поздравления от всех его учеников.
А. СМЕХОВА: И от нас тоже.
А. МАКСИМОВ: Алика, чем Вы сейчас занимаетесь? За кем вы замужем? Как поживает Ваш ребенок? И что Вы будете делать как актриса или как певица?
А. СМЕХОВА: Я замужем за очень хорошим человеком.
В. СМЕХОВ: Подтверждаю.
А. СМЕХОВА: Да, зовут Николай. Ребенок тоже совершенно замечательный, Артем. Радует меня, и я счастлива в браке. А чем я занимаюсь? У меня и концертная программа, и я снимаюсь в сериалах, жду большого кино. А концертная, музыкальная программа в нашем пресловутом шоу-бизнесе, с которым у меня достаточно сложные отношения. И конечно мне хотелось бы делать более интересную музыкальную программу. Вообще я выросла, благодаря родителям, папиному влиянию на очень хорошей музыке. На Окуджаве, на бардах, на романсе, на хорошем цыганском романсе. На качественной, умной музыке.
А. МАКСИМОВ: а почему Вы не стали исполнять такую музыку?
А. СМЕХОВА: Я очень хотела, но мне все время объясняли, что это настолько не коммерчески, это настолько музыка для узкого круга людей. А я на самом деле это очень люблю и, как мне кажется, умею делать. И сейчас я решила на все плюнуть, и делать для себя такую программу. Я очень хочу сделать и представить на суд публики, потому что наш шоу-бизнес, в котором я работаю, он меня огорчает своим художественным уровнем. Меня не очень устраивает то, что люди несут в народ.
А. МАКСИМОВ: Вам нравится, что делает ваша дочь в этом смысле, как певица?
В. СМЕХОВ: Я никогда вам правду не скажу. Нет, мне очень нравится моя дочь. И тем более у меня такой худсовет дома - моя жена, которая обладает несколькими образованьями, в том числе кино и театральным. И она меня убедила в том, что Алика - представитель нового поколения, это правда, я должен за этим следить внимательно. И за собой. Руки не распускать, не рукоприкладствовать. А уважать. Я прослушал несколько песен, часть которых немедленно забыл. Но мне понравилась актерская манера. Чем мне нравилась, скажем, Алла Пугачева очень давно, тем, что она в отличие от других певиц, она не воображала из себя, а она актерствовала. Она представляет собой яркий пример актерского пения. И Алика, мне кажется, последователь этого.
А. МАКСИМОВ: Папа вас наказывал когда-нибудь в детстве?
В. СМЕХОВ: Очень трудно было, потому что у нее кости были, и мне больно было, когда я ее бил.
А. МАКСИМОВ: Бил?
В. СМЕХОВ: Да, я вообще-то бил. И перед Леночкой, и перед Аликой виноват на всю жизнь.
А. СМЕХОВА: Папа был строг. Ко мне больше, нежели даже к моей старшей сестре. И спасибо ему за это, потому что это меня сформировало.
А. МАКСИМОВ: А что значит был строг?
В. СМЕХОВ: Нет, это лапша на ушах. Леночке я сказал: "Хотя ты красивая и хочешь быть артисткой, но я тебя прошу этого не делать. Я знаю судьбу актрис. Потому что стать Мариной Нееловой, Маргаритой Тереховой или Алисой Фрейндлих - это большая редкость.
А. СМЕХОВА: А меня остановить было невозможно.
В. СМЕХОВ: Ее невозможно было остановить. Она увидела на улице какой-то театр, пошла туда. Потом вышла оттуда, сказала: "Меня, вообще приняли".
А. СМЕХОВА: Был детский театр на Красной Пресне, я была во втором классе, и выглядела примерно также. Единственное отсутствовали первичные или вторичные органы - как это называется? И они подумали, что я мальчик, потому что я была такая боевая. И этюд показывала, дралась с мальчишками, мне это больше нравилось. И они меня приняли как мальчика, потом выяснили, что я девочка, и еще и Смехова. И отсюда начались все мои проблемы, потому что все думали, что это по блату.
В. СМЕХОВ: Сама занималась коньками, сама занималась керамикой. Она замечательный художник.
А. МАКСИМОВ: Вообще не советовалась с Вами?
В. СМЕХОВ: Нет, она ставила в известность.
А. СМЕХОВА: Когда я попробовала подготовить с папой программу к поступлению в театральный институт - прочесть стихотворение, поняла, что ничего не получится. Потому что он начал нервничать, у него не хватило терпения. Он начал нервничать, потому что я бездарно читала, я нервничала, потому что он нервничает, потому что я…
А. МАКСИМОВ: Он же режиссер?
А. СМЕХОВА: Мы не были готовы тогда.
В. СМЕХОВ: Ну, не хотел я этого несчастья в семье. И она вдруг запела.
А. СМЕХОВА: И я специально поступила на музыкальный факультет, чтобы не быть конкретно драматической актрисой.
В. СМЕХОВ: Могу еще похвалить ребенка. Все мои друзья, руководители всех этих театральных курсов - Саша Калягин, Саша Сабинин, Олег Табаков, Этуш Владимир Абрамович. Все ее любили, все ее с детства знали, семьями все дружили, но она пошла мимо. Она все равно пошла своим путем, и ушла в пение. Она поступила в Гнесенку, и мы очень гордились. И Аликина мама, и моя следующая семья. Мы все гордились, что Алика запела.
E-mail: Раньше считалось, что самая сильная актерская школа в России. Не кажется ли Вам, что, начав преподавать в другой стране, Вы обделяете и подрываете русский театр?
В. СМЕХОВ: Я ничего к пиротехнике не имею никакого отношения. Никаких взрывных устройств нет. Человек должен быть там, где ему хорошо. А поднимать русский театр нет смысла. Русским театром оживлять или Вахтанговскими традициями - это лучшее направление. Я счастлив, что я могу работать с молодежью разных стран, и передавать то, чем я "болен" - счастливо "болен". Передавать им, "заражать" их тем, чего, мне кажется, лучше не бывает. И Станиславский, и Мейерхольд, и Вахтангов, и Любимов, и Фоменко… Тем более в моем последнем опусе режиссерском пять человек было американцев, а десять было россиян. Все равно - наши. Кто-то возвращаются все в Россию после обучения.
А. МАКСИМОВ: Алика, хочу спросить именно у Вас о театре на Таганке. Как Вы как подросток, мечтающий стать актером, воспринимали людей, играющих в этом театре?
А. СМЕХОВА: Конечно, я выросла в этом театре. И настолько впитала эту жизнь за кулисную, и настолько я всеми фибрами своей души этот театр, который был, ощущала и знала, что там происходит, что на всю жизнь это у меня отбило охоту работать в театре. Это прекраснейший театр. Тот театр, когда он был тем театром, в старом здании, когда папа играл Мастера, и когда Владимир Семенович играл Гамлета. И это было настолько великолепно. И в то же время, зная какую-то другую жизнь, и то, как папа переживал за ситуацию в театре, как он болел.
В. СМЕХОВ: Театр назывался "Театр травмы и комедии".
А. СМЕХОВА: И у меня настолько отбило желание иметь дело с театром, к сожалению. Я настолько боюсь театра. И у меня нет никакого желания там работать.
В. СМЕХОВ: Я помню вот что. Лена пришла на "Тартюбфа" впервые. Обалдела совершенно. И она была действительно такая восторженная и влюбленная в театр. Когда родилась Алика и дошла до определенного возраста, когда можно водить в театр. Я ее ввел в театр, и она тут же из моих рук как собачонка выскочила и побежала по артистам. Все сидят разукрашенные: попы, солдаты, матросы, Высоцкий в Керенского, все мы в сутанах, Ванька Бортник попа играл. И вдруг Алика начала их интервьюировать. Это был беспощадный Колчак. Она бегала ко всем и спрашивала: "А ты что делаешь здесь? А ты кого играешь? А ты почему себе нос разукрасил?" И актеры начали ей давать интервью.
А. МАКСИМОВ: А сколько ей было лет?
В. СМЕХОВ: Ей было года четыре. Самое потрясающее было у нас в гримерной, где Володя Высоцкий… Наши дети были очень близки: Аркаша и Никита Высоцкие и Лена и Алика Смеховы. И мы всегда шутили, что они семейно будут все вместе. Алика подошла к Высоцкому, подала ему руку, он ее быстро пожал, потому что ему надо было идти. Она сказала: "У меня такое впечатление, что Вы об меня вытираете руку". А он очень чувствительный человек. Он поменял направление своего удара, извинился перед ней… "Венька, она будет красавицей". При чем тут красавица - не знаю. Она тогда числилась не очень красивой.
А. МАКСИМОВ: А у вас пиетета вообще не было, даже перед Высоцким?
А. СМЕХОВА: Конечно, у меня был пиетет. Я умирала от Андрея Миронова - это папин однокурсник.
В. СМЕХОВ: Нет, он на курс младше.
А. СМЕХОВА: Вот, наверное, единственный артист… и папа. А как бы я не очень хорошо это понимала. Еще мне очень нравился Борис Петрович Черков, я умирала.
А. МАКСИМОВ: Вы посмотрели папу в какой-то роли, например в роли Воланда. Вы могли потом подойти и сказать: "Папа, плохо было".
А. СМЕХОВА: Боже сохрани. Во-первых, мне всегда казалось, не то, что казалось, это действительно было очень хорошо.
А. МАКСИМОВ: Вы вообще никогда его не критиковали?
А. СМЕХОВА: Нет.
В. СМЕХОВ: За жизненное поведение критиковала.
А. СМЕХОВА: За жизненное - еще можно. Но как работа… Вообще я считаю, как Вениамин смехов играл Воланда, и сам спектакль, простите, но это гениально. И не только Воланда. Более того, после того как он играл, мне настолько сложно было подходить к нему как к отцу, потому что была эта магия театра. Хотя папа там хулиганить начал. У нас всякие есть позывные. В Воланде он не позволял себе этого, но в других спектаклях он нам делал позывные со сцены. Он говорил: "Дети, я знаю, что Вы тут".
А. МАКСИМОВ: Как позывные со сцены?
А. СМЕХОВА: У нас есть позывные - всякие звуки мы издаем. Иной раз - жесты.
А.МАКСИМОВ: То есть Вы, играя спектакль, помните, что дети в зале?
В. СМЕХОВ: Это актерская традиция, когда в зале кто-то знакомый. Если особенно старый спектакль. Ты этим самым возбуждаешься. Я помню, в любимом театре "Современник" всегда в продаже замечательный спектакль по Василию Аксенову, Табаков, очень близкий мне человек, любимейший артист, носился по сцене. И вдруг, ни с того, ни с сего подмигнул мне через весь зал, сидящему там где-то, и сказал: "Венька, эта штука сильнее, чем "Фауст" Гете". Конечно, понял только я один.
Звонок: Вы поддерживаете связь по истечению 20 лет со своими мушкетерами?
В. СМЕХОВ: Конечно. Перед самым выходом в эфир я пытался дозвониться до Боярского, потому что он мне звонил на днях, когда меня еще не было в Москве, дома. Я очень и Мишу, и Валю, и Игоря. Я их очень люблю, но мы очень разные люди, нас связала съемка. Вообще, киносемьи - это вещь очень эфемерная. Я знаю, что Никита Михалков, с кажем, в "Механическом пианино" создавал действительно семью. Это особое свойство.
А. МАКСИМОВ: Все-таки всесоюзная известность Вашего отца началась после фильма "Три мушкетера". На Вас эта слава давила по-хорошему или по-плохому?
А. СМЕХОВА: Ну, конечно, по-хорошему. Я пользовалась этим всячески. Я подделывала подписи поклонницам, и за это имела всякие дивиденды.
А. МАКСИМОВ: То есть?
А. СМЕХОВА: Ну, у меня была своя выгода.
В. СМЕХОВ: ГАИ, мясо достать, курицу к празднику.
А. СМЕХОВА: Оценки хорошие получала, например.
В. СМЕХОВ: А, ну да, в школе. Алика была в школе музея Маяковского.
А. МАКСИМОВ: То есть вы папино имя не использовали при поступлении в ВУЗ,а так?..
А. СМЕХОВА: Вы знаете, у нас действительно не было такого понятия в нашей семье как блат. Я действительно шла своей дорогой. И как-то не получалось мне воспользоваться. А что касается школы, я училась в такой школе, где все были дети кого-то. И это было настолько нормально, и никого не удивляло. Единственное, я гордилась этим и мне безумно нравилось причастность к такому замечательному фильму. Но на самом деле папа в театре сделал больше, нежели в кино, и намного лучше и намного интереснее.
Звонок: У всех у нас есть друзья. Есть такое мнение, если хочешь потерять друг, дай ему взаймы. Каково Ваше мнение по поводу этого выражения?
А. СМЕХОВА: Очень не люблю брать в долг, никогда не беру, и не дай бог, должна, спать не могу. Очень не люблю давать взаймы. Предупреждаю всех своих друзей: настоящих и будущих.
В. СМЕХОВ: А я помню, ты мне одолжила.
А. СМЕХОВА: Я тебе одолжила разве?
В. СМЕХОВ: Да.
А. СМЕХОВА: Ты мне вернул?
В. СМЕХОВ: Да, я тебе возвращаю любовью. Я думаю, в жизни бывает по-разному. Это зависит от того, какие твои друзья. Если это настоящие, как их можно потерять?
E-mail: Несмотря на то, что вы работаете в одной сфере и по одной фамилией, у вас совершенно разное амплуа. Не мешаете ли вы друг другу?
В. СМЕХОВ: Мы на разных сценах, мы не можем мешать. Мы встречаемся только дома. Вчера, например, мы встретились и очень долго сидели.
А. МАКСИМОВ: А почему вы никогда не делаете ничего вместе?
А. СМЕХОВА: Мы собираемся. У нас все время такая идея есть. На самом деле, нам нужен хороший продюсер или кто-то, кто бы нами занялся.
В. СМЕХОВ: Займитесь нами!
А. МАКСИМОВ: Неужели проблема только в этом? А какое шоу, вы уже придумали?
А. СМЕХОВА: А мы быстро бы сделали что-нибудь интересное.
В. СМЕХОВ: Почему, мы бы и фильм сняли. Очень все возможно. Я вообще верю в чудеса в нашей стране. И обязательно что-то будет. Я никогда не просил себе ролей, я такой счастливый.
А. СМЕХОВА: Я бы с удовольствием, пап.
А. МАКСИМОВ: И вы знаете, что бы вы хотели сделать?
А. СМЕХОВА: Все. И кино, и концерт, и шоу.
В. СМЕХОВ: Подыграй мне "Леди Макбет".
А. СМЕХОВА: Подыграю.
А. МАКСИМОВ: Хочу, чтобы вы пожелали каждый каждому что-то самое-самое главное.
А. СМЕХОВА: Папа, чтобы так, как было вчера, больше не было.
В. СМЕХОВ: Вчера было очень хорошо.
А. СМЕХОВА: Мы как русские люди, которые долго не видятся, а потом встречаются.
В. СМЕХОВ: Я не знаю про русских. Русские, французские, когда любят друг друга и хороший стол, очень вкусно. Алика, я тебе желаю, чтобы ты никогда не была пожилая.
А. МАКСИМОВ: Какие-то у вас несерьезные пожелания.
В. СМЕХОВ: У меня фамилия такая.
А. СМЕХОВА: И у меня такая.
В. СМЕХОВ: Я хочу сказать, чтобы все оставалось не хуже, чем сегодня. Пусть будет так.